В романе Сервантеса происходит следующее: во-первых, Дон Кихот надевает маску другого времени, а во-вторых, форма театральной игры в рыцарей наравне с литературной игрой из рыцарских романов становится для него реальностью. Дон Кихот Ламанческий – это единственный персонаж мировой литературы, который проходит ряженым через все повествование.
Момент перевоплощения, в ходе которого герой сотворил вокруг себя мир рыцарской культуры, играет в романе важную роль. Герой перестает быть самим собой, он теряет собственное «я». Это начинается с облачения сеньора Алонсо Киханы в рыцарские доспехи. От персонажа впоследствии не остается ничего, перед читателем на всем протяжении повествования – странствующий рыцарь сеньор Дон Кихот.
Вера Дон Кихота в вымышленную реальность приводит ко многим трагикомическим ситуациям, в которые попадает герой произведения. Переодевшись, дон Кихот сразу же привлекает внимание своим странным видом. В этом во многом можно увидеть пародию на рыцарский роман. Доспехи Дон Кихота, принадлежавшие его прадедам, пролежавшие где-то в углу и покрывшиеся вековой плесенью и ржавчиной, вместо шлема у него тазик для бритья, украденный у цирюльника. Окружающие «… были поражены его странной наружностью: сухим и желтым лицом длиной с пол-аршина, сборным вооружением и видом полным достоинства». Его речи были совершенно абсурдны и нелепы. Его конь Росинант был под стать хозяину – тощий настолько, что не в состоянии даже скакать галопом.
Из этого можно заключить, что Дон Кихот изначально был персонажем зрелищ. Его появление среди других персонажей сразу же превращается в спектакль. Наблюдая за Дон Кихотом, они становятся зрителями действа. Это видно особенно во второй части произведения, в которой Дон Кихот и его спутник Санчо Пансо предстают как персонажи романа. Вспомним эпизод из LXII главы второй книги, в которой дон Антонио предлагает Дон Кихоту проехать по улицам Барселоны, а сам незаметно прикрепляет ему на спину пергамент, где крупно написано «Се – Дон Кихот Ламанчский».
Для уличных зевак Дон Кихот предстает актером и паяцем, обладателем смешной и нелепой личины. За этой личиной, как думают те, кто наблюдает за Дон Кихотом, скрывается безумие, вылечив которое, можно вновь обрести для общества прежнего, настоящего Алонсо Кихану. В то же время сеньор Дон Кихот намного реальнее, чем те, кого веселит его нелепый вид и поведение.
В романе Сервантеса не только Дон Кихот разыгрывает спектакль, другие персонажи тоже превращают реальность в театр, вымысел. Хозяин постоялого двора, священник Педро Перес, цирюльник мастер Николас и прекрасная Доротея, Карденио, Люсинда, дон Фернандо, бакалавр Самсон Карраско, а затем герцог, герцогиня, дон Антонио - все эти герои берут на себя роль «режиссёров», творцов сценического вымысла. Они в своих театральных представлениях отводят главную роль Дон Кихоту. Он для них – забавный актер, который не подозревает об этом. Он для них – безумец, который поменял местами жизнь и сцену.