1. Понятие «Средние века». Общие принципы периодизации истории западноевропейского Средневековья.
Средние века (лат. medium aevum, фр. le moyen â ge, нем. Mittelalter, англ. middle age и т. п.) - название для тысячелетия, протекшего от падения Западной Римской империи (476 г. после Р. X.) до открытия Америки (1492 г.). Деление всемирной истории на древнюю, среднюю и новую возникло в XVII веке и имело сначала исключительно филологическое значение. Филологи этой эпохи, следя за судьбами латинского языка, разделили его историю на три больших периода. Последняя эпоха перед Возрождением считалась временем наибольшего упадка латинского языка (infima latinitas), золотым веком которого они признавали классический период до Антонинов; промежуточное время они назвали средней эпохой латинского языка (media latinitas). Это понятие "среднего века" было скоро перенесено и на политическую историю.
Средневековье условно делится на три основных периода:
Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков).
Высокое или классическое Средневековье (середина XI — конец XV веков).
Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI—XVII века).
2. Римская империя и христианство к V в.
Дре́вний Рим — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика свого могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Азербайджанa на востоке до Португалии на западе.
Римская империя к исходу IV в. становится христианской. Христианство проникает во все сферы жизни и овладевает умами и сердцами большинства населения империи. Сходит с исторической арены язычество, как политическая сила и опора государства, в разряд государственных преступлений попадают ереси, и всякое инакомыслие подвергается преследованию. Церковь становится самостоятельным институтом государства и выступает как значимая политическая сила, опирающаяся на крупные движимые и недвижимые богатства. Политика церкви становится частью государственной политики, и интересы церкви и государства отныне чаще совпадают, чем расходятся. С эпохой Феодосия завершается в целом и история античного христианства. Хотя христианство еще и в V в. существует в пределах Римской империи и позднеантичного мира, судьбы и перспективы его развития определились именно в IV столетии.